Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 07.12.2023, 03:26 |
Чиканская средняя школа | |
Приветствую Вас Гость |
|
Народные святочные традиции и обряды.Муниципальное казённое общеобразовательное учреждениеЧиканская средняя общеобразовательная школа Народные святочные традиции и обряды в современном проявлении в с.Чикан ученица 5го класса Руководитель: Маслякова Елена Сергеевна педагог-организатор Адрес: Иркутская область Жигаловский район село Чикан, ул.Школьная,1 тел.8 (395)51 22 627 e-mail: chikschule@mail.ru 2013 год СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….…стр.2 ГЛАВА I. Рождество Христово: известное и неизведанное…………………стр.3 1.1.Библейская история праздника…………………………………………….стр.3 1.2. Святки: колядки, гадание, ряженье……………………………….….….стр.3-5 1.4. Святочно-рождественский стол ………………………………..…….…стр.5-6 1.5.Крещение господне…..…………………………….…………………….…..стр.6 1.6. Коляда: что или кто?....................................................................................стр.6-9 ГЛАВА II. Методы исследования …………………………………..….….…..стр.10 2.1. Методы исследования…………………………..…………….…….……стр.10 ГЛАВА III. Результаты исследования……………………………..….………стр.10 3.1. Результаты социологического опроса и анкетирования школьников.стр.10-11 3.2.Результаты работы по сбору и обработке информации по литературным источникам и устным рассказам жителей села Чикан………….………..…....стр.11 Заключение……………………….…………………………………………...стр.12-13 Список литературы………………………..……………………………………..стр.14 Список информаторов………………………………………………..………….стр.15 Словарь……………………………………………..…………………………стр.16-17 Приложение………………………………………….…………………………..стр.18 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования Календарные праздники и обряды давно утратили свое первоначальное значение, лишь некоторые из них остались в песнях, гуляниях и играх. Сейчас пробуждается интерес современных людей к былым обрядам и обычаям, к животворной сути христианского народного календаря и истинно народным праздникам, которые справлялись из духовной потребности людей. Один из самых древних годовых праздников – зимние Святки, которые длятся от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января). В нашем селе сложились традиции: люди делают друг другу рождественские подарки, по вечерам с песнями и прибаутками из дома в дом ходят наряженные люди – «шулюканы», молодые девушки гадают на суженого. И так до Крещения, когда «светится вода» и, вот уже три года, наши люди купаются в проруби. Все эти явления нас заинтересовали. Мы хотели разобраться в истинном смысле Зимних Святок. Объект исследования: Зимние Святки. Предмет исследования: Современные проявления святочных традиций и обрядов в селе Чикан. Гипотеза: Мы предполагаем, что все традиции празднования Зимних Святок относятся к христианским. Цель исследования: Изучение традиций и обрядов празднования Зимних Святок, в том числе в нашем селе. Задачи исследования: 1. Научиться проводить исследование и представлять его результаты. 2. Сбор и обработка материала. 3. Познакомить обучающихся школы с традициями и обрядами Зимних Святок. Формы и методы работы , использованные при проведении исследования: Сбор литературы по теме исследования, изучение литературного материала; Проведение социологического опроса среди жителей села; Анкетирование обучающихся 6-8 классов; Обработка результатов опроса и анкетирования; Отбор интересного материала для оформления исследовательской работы; Сбор материала для оформления приложений исследования; Оформление исследовательской работы и Приложений; Практическая значимость исследования заключается в том, что материал, полученный в результате исследования, позволит расширить представления ребят и взрослых о праздновании Рождества и Святок, через знакомство с ним на родительских собраниях и классных часах, а учителя могут использовать полученный материал на уроках и в воспитательных мероприятиях. ГЛАВА I. Рождество Христово: известное и неизведанное. 1.1.Библейская история праздника. Праздник Рождества Христова является одним из основных праздников для православных христиан. Православные христиане отмечают его 7 января. Как возникла традиция празднования Рождества Христова? Как говорится в Библии, Иисус Христос, Сын Божий, родился в пещере от Девы Марии (Богородицы). В это время в небе над Вифлеемом зажглась новая звезда, таким образом, ознаменовав благую весть рождения Сына Божья. Увидев новую звезду, волхвы с дарами отправились к младенцу. В это время царь Ирод приказал убить всех новорожденных, опасаясь прихода нового царя в лице Божественного младенца. В результате было убито 14 000 младенцев – они считаются первыми мучениками, принявшими смерть за Христа. Период со дня рождения Христа (по православной традиции – с 7 по 19 января) называется «Святки» (иными словами – святые вечера). Это время прославления Христа. Хотя следует отметить, что существует две традиции празднования Святок – христианская и языческая. Первая запрещает какие-либо магические ритуалы в период Святок, отводя центральное место факту рождения Иисуса Христа и его празднованию. Согласно же языческой традиции, Святки – это время для гаданий, магических заклинаний и обрядов. Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, который по православной традиции заканчивается 6 января Сочельником. В Сочельник врагам следует мириться. Да и вообще в рождественские дни следует проявлять особую заботу о ближних своих и помогать бедным. 1.2. Святки: колядки, гадание, ряженье. С Рождества – 7го января по Крещение – 19 января на Руси праздновались Святки. Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января – святые вечера, посвященные колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям; с 15 по 19 января – страшные вечера, когда остерегались гадать, боясь «каженников». Этим словом называли порченых, поврежденных людей, тех, кого летом в лесу «обошёл леший». Считалось, что каженника можно образумить 16 января. Святки издревле считались колдовским, волшебным временем. Их начало совпадало с православным праздником Рождества Христова. По воззрению наших предков, в ночь на Рождество открываются врата в вечную жизнь. В народе сохранялось глубокое убеждение, что в святые вечера, особенно в ночь на 7е января, открываются врата в добрую семейную жизнь. Отсюда и святочные гадания о суженом-ряженом, о будущем муже и будущей семейной жизни. Женитьба и замужество на Руси считалось делом очень важным и ответственным. Вспомним поговорку: «Трижды человек дивен бывает: рождается, женится и умирает». Святочные гадания были очень популярны в России. Чаще всего девушки гадали о своем суженом. Эти гадания были разнообразны: с зеркальцем и свечой, на воде с воском, по пеплу, по полену, по отпечатку на снегу, с гребнем, положенным на ночь под подушку, с петухом. В ночь на Рождество смотрели, сколько звезд на небе. Если много, то лето будет изобильным, будет много грибов и ягод. Утром совершали обряд «обсеивания избы». Три раза бросали из горсти овёс или пшеницу со словами: «На живущих, на плодущих, третье – на здоровье». Святочно-новогодние обряды связаны со стремлением магическими средствами содействовать новому урожаю, приплоду скота, счастью и богатству человека. Так, магическим содержанием были наполнены КОЛЯДКИ. Что такое колядование? Хождение молодёжи по деревне из избы в избу с пением заклинательных, величальных и поздравительных колядок, то есть песен. Это пение и было коллективно исполняемым заклинательным обрядом. Засей, Боже! Зароди, Боже! Жито, пшеницу! Всякую пашницу! В поле колосисто, В доме пирожисто! - такую вот, например, колядку исполняли мальчики, разбрасывая хлебные зерна во время обхода дворов. Среди колядок, адресованных семье, были песни, которые состояли из зачина, основной части и концовки. В зачине рассказывалось о приходе коляды на святки, о писках колядой хозяина двора. В основной части было величание: Светел месяц- То хозяин во дому, Винограды красно-зелено моё! Красно солнышко – То хозяюшка. Винограды красно-зелено моё!... и т.д. Колядки насыщены условной образностью. Крестьянин здесь - «господин», «боярин», «князь», «государь». Его изба – сказочный терем. На «князе» сказочная одежда, достойная царя. Колядующие просят и получают специальную обрядовую еду: фигурное печенье, изображающее домашних животных. Тому, кто подавал, - самые лучшие пожелания счастья, здоровья, благополучия и богатства. Тем же, кто ничего не подавал, колядующие грозили… В 19 веке магический обряд превратился в детскую забаву, стал просто развлечением. Так, тексты колядок сильно сократились, в них осталась в основном просьба одарить. Девичьи гадания происходили во второй половине святок – период, носивший название «страшной недели», поскольку считалось, что в это время вся нечистая сила, побеждаемая воскресающим солнцем, устраивает в последний раз свой «шабаш». Гадание же, как известно, невозможно без помощи нечисти. Святочные празднества сопровождались разнообразными играми, ряжением, песнями. Ряжение было одним из самых любимых развлечений молодежи – в исторической глубине своей оно было связано с культом предков, плодородия. Наряду с древними образами в этих ритуалах, праздниках живут и образы, привнесенные христианством. Правда, христианские персонажи получают здесь функцию прежних славянских языческих божеств. По воле крестьян, они как бы сводятся с небес на землю: Ходит Илия на Василия, Носит пугу* плетеную, жительную. Где пугой махнет, там жито растет. А в поле – поле на вороном коне Иисус Христос едет и жито сеет… *Примечание – наволочка, в которой хранятся семена; плеть. 1.3. Святочно-рождественский стол К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Следовало воздерживаться не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не отмечались праздники, которые сопровождались весельем и разгулом. Последний день поста был особенно строгим. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Вся семья собиралась вместе, перед заходом солнца читали вечернюю молитву. Свое название сочельник получил от слова «сочиво». Это обрядовое кушанье, которое обязательно готовили для этого вечера. Еда на Рождество была особой. На рождественское разговение все должны были вкусно поесть. Готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень, заливное из поросенка. Из пшеничного теста пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и особенно петухов. Ими украшали и стол и окна, их дарили колядующим. В святочные дни стол не должен быть пустым. На нем обязательно лежал обрядовый калач и все, чем угощали колядующих. В народе считалось, что на рождественский ужин в дом приходят души умерших предков, что требовало особого поведения за столом, «гостей с того света» ждали и верили в их невидимое присутствие за ужином рядом с живыми. В рождественскую ночь стол оставляли неубранным до утра. Любой гость в Сочельник и на Святки считался священным. Благодаря ему по ряду примет узнавали о будущем. Если он приходил, то считали, что куры будут хорошо сидеть на яйцах. На Рождество приглашали на ужин и различных зверей: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!» Возможно, в них видели воплощенных предков. С 13 на 14 января – Васильев (щедрый) вечер. Это – канун Нового года по старому стилю. Вновь собирали новогодний стол, причем с таки обилием печеного, чтобы глава семьи мог спрятаться за грудой пирогов, приговаривая: «Детки, видите ли меня?» Девушки последний раз гадали о замужестве, жены и мужья – об урожае грядущего лета. В народе существовала легенда, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц, поэтому наблюдали небо: «Васильевская ночь звездиста – лето ягодисто». 14 января – Васильев день, который считался особенно благоприятным для молитв. Как правило, молились о будущем урожае: Уроди, Боже, Всякого житу по закрому, На весь крещеный мир. По обычаю в этот день ставили на стол голову поросенка, произнося такие слова: Не чиста животинка свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку – щетинку огонь опалит, а Василий зимний освятит. По церковному календарю – это день одного из виднейших отцов церкви – Василия Кесарийского, или Василия Великого. Одна из легенд повествует о том, что он как-то, благословляя людей, благословил и случайно подвернувшегося поросенка, поэтому в народе Василию Великому молились о плодовитости свиней. 1.4.Крещение господне. 19 января – Крещение господне, или по народному календарю – Водокрещи. В этот день, согласно Библии, 30-летний Иисус Христос был крещен в реке Иордан Ионаном Крестителем, а Святой дух спустился с небес в образе белого голубя и известил о том, что Иисус – сын Божий. Накануне – 18 января отмечается крещенский сочельник – один из ярких народных и религиозных праздников. Крещенский сочельник – праздник снега и чистоты. По древнему обычаю на Руси вечером этого дня и на следующий день собирали снег, считая, что вода из него может исцелить многие недуги. В народе бытовало поверье: «Огненного змея можно отогнать крещенским снегом». Были приметы на этот день. Например, если пойдет обильный снег, то жди богатого урожая хлеба. В полночь ходили к проруби за водой, поскольку считалось, что в эту ночь небо открывается и вода, колыхаясь в небесных волнах, становится святою. Этой водой кропили дома, хозяйственные постройки. Водокрещи завершали длительный цикл праздничных Святок. Начинались свадебные недели, продолжавшиеся весь февраль до празднования Масленицы. Издревле существовало правило, по которому те, кто принимал участие в колядовании, играх ряженых, гаданиях, должны очиститься крещенской водой, а если грех был серьёзным, то очищались купаньем в проруби. Родители крестили детей в этот день, поскольку считалось, что крещенный в Крещение будет счастливым человеком. 1.5. Коляда: что или кто? Вспомним еще об одном языческом боге – Коляде. По воззрениям наших предков, Коляда был богом мира, земным божеством, открывающим путь новому лету, новому свету. Он нёс людям из райских стран плоды, дары, счастье. В виде игры до наших дней дошел отголосок древнего обряда: водят двух Коляд – богатого и бедного; затем их закрывают пологами, и «хозяин» должен выбрать. Коляда, которого выбирает «хозяин», поёт свою песню: богатый пророчит счастье, а бедный – беды. Народный календарь дает житейские представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоническое целое. Церковный православный календарь в своих знаменательных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, как борьбу света и тьмы, Бога и дьявола внутри человека. Исторический календарь показывает картину борьбы двух сил в обществе, в социальной сфере. В большинство традиций и обрядовых праздников русские люди вкладывали смысл борьбы солнца с тьмой, с зимой. Основными месяцами таких обрядов были, конечно же, зимние, особенно декабрь и январь, именно в эти зимние месяцы происходила по поверью самая активная борьба, это доказывает количество народно-церковных праздников и смысл, который вкладывали в них люди. Казалось бы, только началась зима, а уже после Николы Зимнего (19 декабря) начиналась подготовка к Колядам, к празднованию зимнего Солнцеворота - 25 декабря. По астрономическому календарю день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря (Анна – темная, или зимняя), но по народному представлению переломным днем между мраком и светом является день Спиридона – Солнцеворота, т.е. 25 декабря. Перед этим днем начинали обряды славления Солнца, встречая на высоких местах, красных угорьях первые солнечные лучи, рисовали круги и косые кресты, соединяя их в знак, известный как знак Перуна Пекли также круглые хлеба и помечали знаком солнца, помогали солнцу окрепнуть, силы для борьбы с Карачуном набраться. Разгони, Сварог, потемь! Верни на Русь красный день! Карачун в народном представлении – особый «шагающий день», когда восстает злой дух, сокращающий жизнь, когда он в полной силе. Кажется, что солнце одряхлело, что оно вот-вот умрет, будет проглочено Карачуном. Своими обрядами, играми, чародействами, добрым волшебством русские люди помогали Солнцу оживиться, возродиться, «повернуть на весну», к новому лету. Одно из древнейших ритуальных действий в помощь Солнцу – обряд поедания чеснока. Однако чеснок должен быть не простым, а таким, который расцвел в полночь на Ивана Купалу (6-7- июля), в разгар летнего праздника Солнца – Ярила. По народному поверью такой чеснок обладал особой силой, способной оградить от нечисти. Против Карачуна народ действовал и веселой, жизнерадостной Колядой – олицетворением молодости, озорства и силы. Колядой начинали светлую половину года, когда «хоть на воробьиный скок, но прибывает денек». Продолжалась она до Рождества и даже до Крещения (19 января). Коляда, воплощавшая в себе Ершину года, прекрасна своими песенками – щедровками (колядками). Считалось, что Коляда приносит богатство. Магическая сила этого действа высоко ценилась в русском народе. Может быть, поэтому еще сегодня колядки поют и играют в российских деревнях. Колядовали на Руси, как правило, дети, подростки, юношество. Суть обряда, как он дошел до нас, заключается в хождении по домам с песнями- щедровками. Колядующие обычно наряжались в животных: козу, медведя, лошадь и др. Сейчас трудно восстановить глубинный смысл обряда. Скорее всего, колядующие, или колядники, некогда представлялись тенями умерших, предками, вышедшими из подземного мира, которые совершали доброе путешествие по земле, приносили живущим людям удачу, благополучие, достаток. Обычай наряжаться в козу связан с древними представлениями о козе как символе плодородия: «Где коза рогом – там жито стогом». Были и другие действующие лица Коляды. Например, Бука изображал подземного жителя: в вывернутом наружу мехом овчинном шубяке, лицо в саже, голова с рогами, уши обернутые тряпьем, руки из соломы, Баба – Яга в ступе, с костяной ногой, с помелом, которым заметает следы, старик с подкрашенным лицом, поддельным горбом, с привязанной бородой. Стрик иногда собирал дары, так как представлял умершего предка, которого следовало «задобрить» подарками. Он изменял свой природный голос, пугал. Старика чаще всего возили с мешком на санях. В старину считалось, что если колядующие обойдут какой либо дом, то это принесет его обитателям несчастье. Поэтому каждый хозяин заранее готовил для них гостинцы: печенье в виде коровок, барашков и прочих козюлек, блестящие денежки, конфеты и зазывал весёлую ватагу в свой дом. По традиции колядующие должны разбрасывать в домах зёрна, плясать, разыгрывать сценки и распевать свои песни – щедровки с разнообразными и уместными в доме пожеланиями на новое лето. На счастье, на здоровье, на новое лето! Родись жито, пшеница и всякая пашеница! Если в доме была невеста – ей желали хорошего жениха, если родители ждали сына – солдата, то пели о его счастливом возвращении. В народе высоко ценилось сильно и к месту сказанное слово, причем считалось, что с его помощью можно воздействовать на реальные события. Колядки всегда сопровождались веселыми шуточными сценками, играми, плясками. Колядующие исполняли и обыгрывали в пантомиме колядки – потешки, колядки – пожелания, величальные песенки – щедровки. Коляда – коляда, Соломенная борода! Ты, хозяин - мужичок, Открывай сундучок, Подавай пятачок! Колядующие желали хозяевам, всей семье, всему дому счастья. Считалось, что в дни Карачуна и Святок слова колядок имеют магическую силу: А дай бог тому, Кто в этом дому: Ему рожь густа, Рожь ужиниста. Ему с колоса – осьмина, Из зерна ему – коврига, Из полузерна – пирог! Наделил бы вас господь И житьем, и бытьем, И богатством! И создай вам, господи, Еще лучше того! Для тех, кто не отблагодарит колядующих, сочинялись злые колядки: На двор тебе чертей, На огород червей, На малых твоих детушек Куринную слепоту! В колядки вводились слова и целые фразы из хорошо знакомых детских сказок, они чередовались присказками, прибаутками. Особенно хороши детские колядки с пожеланиями на Новый год: Я маленький ершок, Поел каши горшок, Другую ожидаю, Вас с Новым годом поздравляю! Издавна колядки, исполнявшиеся детьми, были народной школой вежливости, «вежества природного», как говорили в старину, и «вежества ученого». В христианскую эпоху колядки обогащались библейскими сюжетами, включавшими прежде всего тему рождения Христа как духовного «солнца» и света. Слова щедровок – колядок произносили перед домом, под окнами, топотом колядующие сообщали хозяевам о своем прибытии. Они разносили по домам ветви, украшенные игрушками, крутили веревки и разноцветные ленты, вращали палку или полено, сеяли зерна, щелкали бичами, разыгрывали всевозможные сценки, стараясь не только оригинально пожелать счастья хозяевам, но и развеселить их. Веселой бесшабашной Колядой, колядками наши предки побеждали Карачуна. По русскому народному календарю январь является первым месяцем светлой половины года, когда явственно от одного дня к другому «разгорается» солнце. В январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Не случайно народное название этого месяца – просинец. В народном представлении первая декада этого месяца завершала Солнцеворот. Позади оставался тёмный Карачун. В первую неделю января гадали, «гоняли чёрта» (всевозможные игры и потехи на снегу), играючи собирали снег на поля, в огороды, в сады. Самым светлым и знаменательным январским праздником, да пожалуй и всего года, было Рождество Христово. Готовились к нему очень тщательно. К 6 января, т.е. к Рождественскому сочельнику, в избах делали большую уборку, полы натирали можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. В навечерие Рождества Христова соблюдали пост: ели капусту с квасом, хлеб, взвар или сочево (например, компот из яблок или груш). От названия обрядовой еды и происходит народное название праздника – Сочельник. Готовились к Рождественскому разговенью: затирали пироги, ставили блины, затевали «прикуску», т.е. печенье, месили тесто для пышек. С первой вечерней звездой начиналось колядование: «По Сочельникову мосту едет Коляда». Поскольку колядующие олицетворяли явившихся на землю предков, на стол обязательно ставилась кутья (поминальная еда). Кутьей потчевали Мороза (деда Мороза, домового, дворового, банника). Самый старший в доме должен был выйти на крыльцо или высунуться в окошко и предложить Морозу ложку сочева или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес!» Под Рождество среди двора жгли навоз. Этот обряд назывался «греть родителей». ГЛАВА II. Методы исследования. 2.1.Методы исследования. В исследовании принимали участие 30 жителей села Чикан, возраст опрашиваемых от 24 до 73 лет и 15 обучающихся нашей школы в возрасте от 11 до 16 лет. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе была сформулирована тема исследования, продумана структура исследовательской работы, обоснована ее актуальность, определены объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, выбраны методы исследования, проведены анализ и обобщение литературы по проблеме исследовательской работы, разработана программа исследования. На втором этапе проводился социологический опрос жителей и анкетирование обучающихся школы. Интерпретировались и систематизировались полученные данные. На третьем этапе были разработаны Приложения к исследовательской работе: список информаторов, «Настали Святки» (сборник гаданий), «Святочный календарь. Народные приметы, обычаи и обряды», «Блюда для трапезы в Рождественский сочельник», сценарий для внеклассного мероприятия «Зимние Святки». На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: - сбор и обработка информации по литературным источникам и устным рассказам жителей села Чикан; Для социологического опроса нами были составлены вопросы, которые задавались жителям нашего села: 1.Сколько длятся Зимние Святки? 2.Почему надо «привечать колядовщиков? 3.Чему посвящен праздник Рождества? 4. Участвуете ли Вы в колядках? Также нами бала составлена анкета «Что вы знаете о Зимних Святках?», в которую были включены следующие вопросы: 1.Чему посвящен праздник Рождества? 2.Знаете ли Вы историю появления праздника? 3.Знаете ли Вы святочные обряды? 4.Участвовали ли Вы в праздновании Святок? ГЛАВА III. Результаты исследования. 3.1. Результаты социологического опроса и анкетирования школьников. В ходе социологического опроса было опрошено 30 жителей села Чикан, возраст опрашиваемых от 24 до 73 лет, опрос показал, что современные люди мало что знают о языческих традициях Святочных гуляний, как они отражаются на бытовых верованиях, немного больше знают о библейской истории возникновения праздника Рождества: 27 человек – знают, что Святки длятся с 7го по 19 января; 14 человек – знают, почему нужно «привечать колядовщиков»; 30 человек знают, что праздник Рождества посвящен рождению Иисуса Христа; 17 человек «по-молодости» участвовали в колядовании – ходили ряжеными по домам. Ребятам 6-8 классов мы предложили ответить на вопросы анкеты «Что Вы знаете о Зимних Святках?». На анкету ответили 15 человек, получились такие результаты: только 11 ребят знают, чему посвящен праздник, 9 – знают историю появления праздника, 8 - знают рождественские обряды, 15 ребят участвовали в праздновании святок (ходили «ряжеными» по домам). Из результатов опросов и анкетирования мы сделали вывод, что взрослые и ребята не располагают достаточными знаниями о традициях празднования Рождества и Святок. 3.2. Результаты работы по сбору и обработке информации по литературным источникам и устным рассказам жителей села Чикан. В наше время празднование традиционных календарных праздников свелось в основном к празднованию религиозных знаковых празднеств, которые почитаются и соблюдаются верующими людьми. Большая часть людей мало что знает и имеет скудные представления об истории, сути и обычаях этих праздников. Праздник Рождества Христова отожествляется у людей с Новым годом, не многие утруждают себя посещением церкви в это христианское торжество. Средства массовой информации, телевидение особенно, уделяют внимание популяризации религиозных мероприятий, в их число входят богослужения в прямой трансляции на Рождество Христово и Пасху. Из устных рассказов жителей села Чикан стало ясно, что те, кто принимал участие в молодости в Святочных гуляниях в основном ходили по домам с небогатым репертуаром песен, частушек, прибауток с целью собрать «подати», т.е. угощение, которое употребляется после сообща за праздничным столом. «Шулюканы» -это ряженые в солдата, цыганку, чёрта, невесту, животных и т.п. заходили в те дома, где были уверены, что хозяева не истолкуют неправильно это колядование, а примут и приветят. В последнее время взрослые колядуют очень редко. В основном «бегают шулюканить» дети и подростки, которые исполняют частушки и колядки. А хозяева угощают их сладостями и сдобой. Девушки гадают на суженого, используя гадания «На кольце», «На валенке», «Окличка прохожих», «На пепле», «С курицей», « На воске». Вот уже три года наши жители выпиливают прорубь и купаются в Крещение. Регулярно совершают обряд очищения: Мишарина Римма Васильевна, Чертовских Наталья Иннокентьевна, Погодаевы – Николай Викторович и Жанна Владимировна, Турсинов Владимир Анатольевич, Шихалев Константин Ильич, Маслякова Елена Сергеевна и др. Результаты работы представлены в Приложении: таблица № 1 « Традиции и обряды Зимних Святок» (Приложение № 1); «Настали Святки» (сборник гаданий) (Приложение №2); «Святочный календарь. Народные приметы, обычаи и обряды» (Приложение № 3); фотоматериалы (Приложение № 4). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведя исследование, мы выявили и узнали много нового и интересного о Святках. А главное, стало ясно, что в этих христианских праздниках очень органично сочетаются языческие и библейские сюжеты и элементы обрядов. Например: Рождество – посвящено рождению Господа Иисуса Христа, а народ в ночь с 6го на 7е января гадает, и считается, что гадания в эту ночь самые правдивые; Святки, делятся так: первая неделя называется святой, вторая - с 14 по 18 января – страшными вечерами, в память об истреблении младенце царем Иродом в Вифлееме. Заканчиваются Рождественские праздники Крещением 19 января, когда крестился Иисус Христос в реке Иордан. Каждый год в Крещенскую ночь освещается в храмах и церквях вода, которая после этого приобретает чудесные свойства. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами – святочные гуляния, колядования, щедрования, гадания. Ряженые считались элементом языческим, но ходя по избам они славили Христа. Всё переплелось в этих празднествах: языческое и христианское, бытовое и магическое, но на удивление, всё это очень хорошо сочетается, и народ не вычеркнул не одного обряда из этой сложной системы празднования Рождества и Святок. Из всего вышесказанного мы делаем вывод: гипотеза, которую мы выдвинули: «что все традиции празднования Зимних Святок относятся к христианским» - частично подтвердилась, потому что некоторые традиции и обряды связаны с язычеством. Кроме того, мы достигли следующих результатов: мы собрали и изучили литературный материал по теме исследования, который помог нам узнать новые сведения об известных праздниках, понять смысл обрядов и отношение человека к ним; мы узнали о местных традициях празднования Святок; мы собрали и подготовили наглядный материал: «Настали Святки» (сборник гаданий), «Святочный календарь. Народные приметы, обычаи и обряды», «Блюда для трапезы в Рождественский сочельник», сценарий для внеклассного мероприятия «Зимние Святки» В заключение исследования темы мы сделали выводы: до наших дней многие языческие и магические элементы празднования Святок утрачены, т.к. не востребованы из-за сложности своего обряда; в настоящее время возрождены христианские традиции справляния этих праздников: богослужение в Храмах на Рождество и Крещение; укрепляется вера в святость крещеной воды (святой); с утратой многих обрядов празднества утрачено и представление об их связи с бытовыми и хозяйственными удачами народа. Завершая наше исследование, мы не останавливаемся на достигнутом, а строим планы на будущее: в творческой форме представить отчет о результатах исследования в школе, чтобы ребята узнали об этих замечательных праздниках, традициях и обрядах, которые их сопровождали; узнать о других традиционных праздниках нашего народа, посещая кружки и факультативы; Работа над исследованием дала нам не только информацию, но позволила соприкоснуться с удивительным миром русской традиции и обычая, увлекла за собой в стародавние времена и сделала нас чуточку мудрее и может быть добрее. Мы почувствовали себя настоящими хранителями народных традиций. |
|
Copyright MyCorp © 2023 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |