Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 13.07.2020, 01:55

Чиканская средняя школа

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Архив записей

«Волшебный мир кукол»


Волшебный мир кукол

«Этнографическое исследование» (Презентация)


Выполнили:  Ученица 8 класса – Погодаева Полина 
Руководитель:Чертовских Валентина Алексеевна- руководитель краеведческого кружка
Содержание
I. Введение 3
II. .Мир кукол – мир красоты и доброты. 4
II.1 Традиционная кукла нашей местности. 4
II.2. Разновидность кукол
II.3.Роль куклы в жизни человека. 8 Заключение. 10

Литература. 11
III. Список информаторов 12
IV. Словарь. 13
V. Приложение. 14

I. Введение
Народные традиции являются важным фактором, обеспечивающим духовно-нравственное воспитание каждого человека. Наиболее естественно это происходит в детском возрасте. Занимаясь этнографическим исследованием, мы члены краеведческого кружка с руководителем Чертовских Валентиной Алексеевной на протяжении ряда лет занимались изучением игрового инвентаря нашей местности. Продолжением и развитием этой работы стало изучение кукол.
Актуальность этой темы проявляется в особом значении кукол для детей всех времён и поколений, так как они являются одним из первых «близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка. Нам просто необходимо возвращаться к народным традициям, чтобы сохранить наш русский народ. Он же такой добрый и талантливый!
Гипотеза: мы предполагаем, что кукла нашей местности играла значимую роль в духовном развитии девочек и служила обрядовым, обережным и игровым материалом. Во все времена кукла показывала статус человека.
Цель: собрать и обобщить этнографический материал у старожилов села Чикан, Келора и деревень Грехово, Чертовская, Якимовка о кукле.
Обработать и проанализировать собранный материал по данной теме.
Задачи:
1. Узнать какими куклами дети играли в прежние времена.
2. Выявить особенности и разновидности кукол.
3. Определить роль куклы в жизни человека.
Методы исследования:
1. Опрос старожилов села Чикан
2. Сбор и изучение газетных статей, архивных документов, фотографий, литературных источников, толковых словарей.
3. Анализ собранного материала.
При написании и оформлении работы были использованы полевые дневники членов краеведческого кружка, видеоматериал, где зафиксированы беседы с информаторами и материалы школьного музея. Информаторами являлись выходцы из деревень Чертовская, Грехово, Якимовка и сел Чикан, Келора. Из литературных источников были использованы книги:«Календарь 2005 года русские обряды и праздники», Толковый словарь Ожегова, Книга «Вопросы грамматики, стилистики, методики преподавания русского языка» - Иркутск 1969 г.
II.Мир кукол – мир красоты и доброты.
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток.
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
II.1.Традиционная кукла нашей местности.
Игра для ребёнка – способ существования. Лишить ребёнка игрушки – это то же, что учить его плавать без рук. Кукла в игре занимает центральное место, так как позволяет малышу понять и пережить неприятные жизненные ситуации: кукла позволяет отчитать и наказать маму, ответить за обиду папе и т.п.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
История народной куклы полна мифов и противоречивых сведений, но все же многое нам уже известно: она была обрядовой, обереговой, игровой и никогда не была «пустяковиной». Центром календарного обряда, символом материнства, достатка, единства семьи и многим другим стала кукла для нашего народа.
Играли куклой чаще всего девочки. Собираясь вместе, они играли «в дом», «семью», «гости», «магазин», «работу». Иногда, но очень редко справляли «кукольные свадьбы». Девочки моделировали в игре картинки семейного быта, примеряли на себя роль мамы, «воспитывая» своих кукол. В игре формировалась будущая мама и хозяйка дома.
В нашей местности чаще всего дети играли в «клетках. «Клетки», городили в ограде, возле стены дома или забора. Строить детям помогали родители из подсобного материала. Наряжали «клетку» половичками, фантиками, разноцветными тряпочками, вырезали картинки из старых журналов и развешивали их на стене». Ставили стол, лавки, приглашали в гости подружек с куклами. Мальчишек в дом- клетку не пускали.
Кроме кукол подружки приносили свои «сокровища» - фантики, красивые камешки и стеклышки. Стеклышки-сечки, а вернее осколки от бутылок, тарелок, стаканов, чашек старались находить красивые. Если на осколочке был рисунок, а еще лучше – цветочек, то это было настоящим сокровищем и его берегли особенно тщательно. Иногда предметом коллекционирования и гордости становились тряпочки, которыми подружки могли обмениваться.
Посудой в игре служили вогнутые стеклышки или слепленные из глины тарелки или чашки. Ложки же были деревянные, сделанные из щепочек или палочек.
Какой же дом без вкусной еды? Девочки «пекли» пироги, «ставили» тесто, которым служила глина или разведенная водой земля. «Стряпали» пироги с рыбой, мясом, ягодами и звали гостей…Когда гости и их куклы были «накормлены», кукол укладывали спать, при этом, напевая колыбельные, которые им когда-то пели бабушка или мама. Разноцветные красивые камешки в воображении ребенка превращались в домашнее стадо: овец, коней, коз, свиней, коров и их «пасли». «Коровой» мог быть и кирпич, который натирали и получалось «молоко».
Вот так, постепенно, с помощью куклы девочка училась быть взрослой.
Куклы на Руси всегда были частью семейных тра­диций. К ним относились как к живым существам, с большим уважением. С помощью тряпичных кукол проводили обряды, оберегали детей и семью от «не­чистого» и разных болезней, учили девочек рукоде­лию, уходу за ребенком, семейным отношениям. Даже в самых бедных крестьянских семьях они были весьма распространенной детской игрушкой, а для взрослых сохранили свое магическое значение вплоть до XX века: куклам приписывали силы вызвать богатый урожай, приплод скота или счастливый брак.

II.2. Разновидности кукол.
По своему назначению куклы делятся на три боль­шие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
А) Обереговые. У таких кукол никогда не изображали лицо. Счи­талось, что через глаза в них может вселиться нечис­тая сила и сглазить своего владельца или принести в дом несчастье. Такие куклы изготавливались по строгим правилам, без иголок и ножниц. Ткань отры­вали, сворачивали, скручивали, перетягивали нит­ками. В этом процессе все имело значение: материал (старая или новая ткань, из чьей одежды, ее цвет и узор), дерево (сорт, живое или засохшее), сорт расте­ний и даже кто именно делал куклу. Например, для своего ребенка первую куклу всегда делала мама — и только из подола своей юбки. Считалось, что та­ким образом оберег передает чаду силу материнской энергии и силу земли (потому что подол при ходьбе задевает землю) и охраняет малютку от различных напастей. Во время работы над куклой часто чи­тали молитву.
Существовали куклы и в помощь самой хозяйке. Например, «Десятиручка» помогала девушке или мо­лодухе (девушке, которая недавно вышла замуж) в домашних делах. Ее дарили на свадьбу, чтобы жен­щина все успевала и все у нее ладилось. К появлению в семье ребёнка изготовляли куклу «Пеленашку». Её дедали без иголки и без ножниц – нельзя было ни порезать, ни уколоть, - ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Куклу укладывали в пустую колыбельку до рождения ребёнка: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, она оставалась с ним как оберег.
К кукле приучали с пелёнок: «Тушки, татушки, Макаровы игрушки, ещё тень-потетень, выше города плетень...» - приговаривала мать, подбрасы­вая на руках дитя. Затем клала ему в зыбку тряпичную куклу-побрякушку, связанную из лоскутков старой материи, и рассказывала сказку. Такая кукла выполняла функцию оберега сна и покоя. Становясь постарше, дети познавали мир на улице, проводили время, собирая грибы и ягоды, и во время короткого отдыха вместе со старшими сверстниками крутили тряпичных кукол.
Кукла «Зернушка» была символом достатка, делалась осенью из зерна нового урожая и хранилась в семье до весны. С этого зерна весной начинался новый сев. Делали её из холщового мешочка, наполненного до верху зерном, зашитого и перетянутого по талии и шее красными нитками.
Б) Обрядовые куклы. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в каждую из них вкладывали частицу души. Поэтому выбрасывать такие поделки считалось гре­хом. Их аккуратно складывали в сундук.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Бытовало поверье, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то в семье будет достаток и хороший урожай.
Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. Она одна из самых простых по технике из­готовления: делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани, обязательно светлых тонов, потому что первый покос издавна считался в деревнях праздником.
«Купавка» — это обрядовая кукла одного дня, оли­цетворявшая собой начало купаний. Ее украшали травой, живыми цветами, зелеными веточками и сплавляли по воде. Тесемки, привязанные к ее рукам, должны были забрать с собой людские болезни и невзгоды. Это кукла праздников Аграфены Купаль­ницы и Ивана Купала.
Некоторые обрядовые куклы были лечебными, например «Козьма и Демьян». Изготавливали их из тысячелистника, ромашки и других лечебных трав.
Кукла «Масленицу» делали на масленичной недели перед Великим постом. В обряде её сжигали для того, чтобы вырастить новый щедрый урожай.
В) Игровые куклы. Игровые куклы предназначались для забавы де­тям.
Девочек куклы учили основам рукоделия. Экзамен на степень своего мастерства девочки сдавали уже в 12 лет, изготавливая куклу «на выхвалку» Шили такие игрушки во время рождественского и Великого постов. Делали это с большим старанием, потому что старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы, и по ней судили о готовности ребенка к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось краси­вым, а наряд гармоничным — девочку можно было отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И наоборот — если дочка не проявляла старания в шитье или другой работе, про нее говорили: «Да она до сих пор в куклы играет» — и считали неумехой.
Куклы рассматривались как эталон рукоделия, поэтому часто на «посиделку» (прил.) вместе с прялкой девочки подростки брали сделанные своими руками куклы. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы. «Зыбку» (словарь) для кукол тоже делали сами. « Возьмёшь чашку, досточку, положишь поперёк, потничек постелешь и качаешь куклу» - говорит Рудых Степанида Семёновна. Кукол берегли и старались их подарить по наследству своим дочерям. Считалось, что подаренная кукла от матери должна принести дочке удачу.
Куклы шили из тряпок. Кусок старого материала сворачивался вдоль «рулетом». К нему пришивались руки и ноги. На материале рисовали чернилами глаза, нос, рот. «Тряпку свернёшь, руки ноги пришьёшь, а иногда и ноги не пришивали. Страшные получались, но нам нравилось, наверное, потому, что мы других не видели» (прил.). Эти фразы свидетельствуют о военном времени, в котором довелось проводить своё детство жителям наших деревень Жигаловского района Иркутской области. Для этого периода характерно скудное существование всех семей. В основном куклы изготавливались «из всякого хлама» (прил.). Заворачивали сшитые куклы в тряпочки, делали качели: две палочки втыкали в землю уголком, привязывали верёвочку. На верёвочку привязывали щепочку, на щепочку клали тряпочку, или потничек (словарь), на тряпочку клали куклу, сверху закрывали тряпочкой, вместо одеяла и качали куклу. Играли куклами и одновременно нянчились с младшими сестрёнками и братишками (прил.), так как мать на работе, а отец на войне. В Рождество куклы прятали от шулюканов (словарь), так как думали, что шулюканы украдут куклы.
Почти все обряды и празднества дети проигрыва­ли с куклами. Существовала даже специальная сва­дебная игра: собирались группами в избе, в амбаре, каждая девочка приносила с собой свою коробейку. Сцену за сценой ребятишки проигрывали сватовство, цере­монию, посиделки, пропой... Девочки расплетали кукле кудельную косу и в роли подруги «голосили» свадебные причитания. Затем следовали «баня», де­вичник, венчание. Обвенчавшись с участием игру­шечного попа, кукла-невеста меняла свою «девью» прическу на две «бабские» косы, после чего кукол усаживали за «княжой стол», а затем «молодых» вы­носили в соседнее темное помещение и оставляли вдвоем. Когда «дело» было сделано, хозяйки разбирали своих кукол и расходились по домам до следующей игры.
Куклы считались частью каждой семьи. Относи­лись к ним как к живым существам, очень бережно, никогда не забывали и не бросали их на улице. Для хранения этих кукол существовали специальные ларчики. Взрослые строго следили за соблюдением этих порядков.
Тряпочных кукол в страду брали с собой на жатву и ходили с ними по посиделкам. Девушке, вышедшей замуж, разрешалось взять с собой своих кукол вмес­те с приданым, потому что на них она училась уха­живать за будущим ребенком, пеленать его. Потом ее куклы передавались по наследству детям, внукам. Куклы в своем роде были генеалогическим древом семьи — сохранялись даже куклы, сделанные из одежды прабабушек.
Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что детишки «при деле» и с ними ничего дурного не случится. Тряпич­ные игрушки становились и ближайшими друзьями детей. Например, «зайчик на пальчик» — маленький и очень простой в изготовлении. С помощью специ­альной петельки его надевали на палец ребенку, и он становился слушателем, «жилеткой» для всех горес­тей и бед.
Мы считаем, что русская тряпичная кукла отражает историю культуры, всего наро­да. Примитивная по способу изготовления, эта иг­рушка словно несет в себе тепло создавших ее рук, потому что делали ее всегда с любовью.
II.3.Роль куклы в жизни человека.
Кукла не просто развлечение, средство физического развития и обучения, прежде всего кукла – это культурный объект. Кукла занимает важное место в нашей жизни. В каждую куклу вложена душа человека, который её сделал. Вряд ли в самой лучшей заводской кукле можно найти ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол. Куклы всегда были частью семейных тра­диций. К ним относились как к живым существам, с большим уважением. С помощью тряпичных кукол проводили обряды, оберегали детей и семью от «не­чистого» и разных болезней, учили девочек рукоде­лию, уходу за ребенком, семейным отношениям. Куклам приписывали силы вызвать богатый урожай, приплод скота или счастливый брак. С помощью кукол решаются задачи духовного воспитания. Дети в игре производили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, приём гостей, в похороны и рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывала определённые моральные устои, вводила в обрядовую культуру. Ведь, изображая обряд, дети запоминали порядок ведения, правильное использование в том или ином ритуале. Детские игры в обряды наделялись в особых контекстах магической силы. Если замечали, что игра в свадьбу устраивается возле дома, где есть невеста на выдане, это всячески поощряли, пологая, что дети могут как бы накликать, спровоцировать настоящую свадьбу. Если же дети начинали играть в похороны у одного из углов избы, их старались отогнать подальше, отвлечь на другое занятие, поскольку в этом случае игровое поведение детей рассматривали как вещее предзнаменование.
Издревле куклы делались для обрядов и на оберег детей, жилища, здоровья, богатства и т.д. Кроме обрядовых и обереговых кукол в настоящее время существуют игровые, сувенирные, коллекционные и авторские. Меняется время, исторические процессы сменяются один другим, меняются технологии и кукла занимает качественно иное место в обществе.
В современном обществе происходит кризис игровой культуры. Игры становятся все более индивидуалистическими, агрессивными и все менее нравственными. Может ли игра традиционной текстильной куклой изменить ситуацию? Может нам стоит попробовать: сделать куклу для ребенка своими руками или сесть с ним рядышком и сделать куклу вместе. Общение с родными, их тепло ребенок никогда не забудет, ведь это самое лучшее, что придумано человечеством. Кукла, сделанная вместе будет всегда напоминать малышу о счастливом сотворчестве и сопереживании. Коллективная игра в куклы поможет ребенку учиться общаться с людьми и с окружающим миром, а традиционная кукла, как средство развития образного мышления и интеллекта поможет осуществлению творческого потенциала как детей, так и взрослых.
Поколение сменяло поколения, уходили в прошлое эпохи, а куклы продолжали жить рядом с человеком. Кукольное население росло, приобретало новые профессии. Всё больше мастеров занималось изготовление кукол, игрушек, полюбившихся детям и взрослым нарядных барышень, одетых по моде своего времени. Нежное румяное личико, роскошные локоны, лучистые глаза под пушистыми ресницами – таков облик настоящей куклы, сокровенной мечты каждой девочки. Кружевное нижнее бельё, ни в чём не уступающее настоящей миниатюрная обувь, платье на шёлковой подкладке, украшенное бесчисленными оборочками и бантиками, подчеркивали хрупкую красоту самой куклы.

Заключение

Из краеведческой литературы и рассказов местных жителей мы многое узнали о традиционной народной кукле нашей местности. В данной работе мы обобщили материал о куклах. Было рассказано о старинных куклах, которые изготовляли своими руками в с. Келора, с. Чикан, д. Чертовская. Узнали, какими куклами дети играли в прежние времена. Подробно было рассказано о детских, обережных куклах, бытовавших в нашей местности. Выявили особенности и разновидности кукол. Было отмечено, что роль куклы в жизни человека имеет очень большое значение. В каждую куклу, сделанную своими руками, была вложена душа человека. Даже в самой лучшей заводской кукле не найдёшь ту наивную задушевность и простоту, которая характерна для народной куклы. Мы благодарны всем издателям народной куклы за радость, которую они приносят людям.
На основе исследуемого материала можно сделать вывод. Что знание истории прошлого куклы важны. Материал устных рассказов старожилов может быть использован в краеведческой деятельности. Для проведения кружковых и факультативных занятий по устному народному творчеству. Данный материл полезен в клубной деятельности при проведении вечеров.
Мы считаем, что нам молодому поколению надо хранить память о прошлом своего народа, почитать его. Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьёзно, то прошлое должно быть частью его души. Хорошо, что возник интерес к нашим вековым народным традициям, некогда незаслуженно забытым.

Литература
1. Толковый словарь Ожегова.
2. Книга «Вопросы грамматики, стилистики, методики преподавания русского языка» - Иркутск 1969 г.












Горячая линия
Наши учителя
Тот, кто мало знает,
малому можем и учить.
Образование
Скоро экзамены
Погода
Поиск
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Почтовая переписка
Материалы сайта
фото: 812
новости: 537
публикаций: 4
тест: 2


Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz